Shilov.RU
Уютный уголок для мыслей вслух
  • В дом
  • Чтиво
  • Постфактум
  • Истории
  • Тренды
  • В дом
  • Чтиво
  • Постфактум
  • Истории
  • Тренды
  • Главная
  • /
  • Тренды

Почему отечественный автопром не может догнать западных производителей?

Обвинять «совок» во всех бедах современной России уже не модно. И так ли уж виновато наше прошлое в том, что наши автомобили отстают от импортных как по характеристикам и надежности, так и по комфортности? Конечно, ощутимая доля вины доперестроечного застоя в этой проблеме есть. Но, посудите сами, прошло уже почти два десятка лет с того момента, как мы катастрофично ушли от плановой экономики и пришли к рыночной. И что, за эти годы нельзя было успеть хотя бы сократить технологическое отставание? Уверен, можно было. Но почему-то этого не произошло.

Появление в стране западных автоконцернов и строительство предприятий по сборке авто – отрадный факт. Однако, назвать автомобиль Ford Focus отечественным, пусть даже всеволожской сборки, как-то до сих пор язык не поворачивается. Вот, если бы некая российская фирма организовала производство скопированного у Ford-а седана или хэч-бэка, то получившееся уже можно с легким скрипом нашим, российским, пусть и стыренным. Хотя бы с двигательной установки сделали реплику – и то был бы прогресс. Те же китайцы ничуть не парятся по этому поводу и правильно делают. А мы даже воровать толком не умеем, как бы это дико не звучало.

А ведь процесс копирования такого сложного устройства, как автомобиль или даже только его двигатель – это уже был бы прогресс для отечественного автопрома, уже хоть какое-то усилие по сокращению отставания. Вот, «Группа ГАЗ» приобретает оборудование для производства морально устаревшего автомобиля. И что? Да, кузов и все, что с ним связано штампуется теперь в Нижнем Новгороде – я был в этом цехе. Но двигатели к «Волге Сайбер» закупаются у «Крайслера», электроника – у «Бош», остальные комплектующие – у других западных фирм. О какой ликвидации технологического отрыва можно говорить? Да ни о какой. Штамповка кузова производится на импортном оборудовании, в России такого даже близко не выпускается. Проверка допусков и качества сварки – тоже не наше. Дай бог, если болты и гайки у «Сайбера» российские. Словом, гордиться нечем.

Вся промсборка иностранных автомобилей именно так и построена – все более-менее сложные компоненты везутся из-за рубежа. Потому и долбит правительство изо дня в день в одну точку – локализация, локализация, локализация. Хотя бы с электронной обвески начать, потом – подшипники, прецизионные изделия, а там, глядишь и до двигателей доберемся.

Но параллельно нужно долбить и в другую точку – образование, образование, образование. Вот, вы можете навскидку назвать 2-3 отечественных вуза, где готовят хотя бы автомобильных дизайнеров? Или хотя бы 1 вуз, который выпускает классных инженеров-проектировщиков ДВС? У современного отечественного автопрома нет потребности в этих специальностях. И дальше не будет. Поскольку локализация означает лишь ввоз в страну импортных технологий с импортными же инженерами во главе производств. И пуско-наладка импортного оборудования тоже будет осуществляться иностранными спецами. Наши в лучшем случае будут ассистировать. Ибо неоткуда взяться российским специалистам. Их некому учить. Вузы, может быть и рады бы, но где взять преподавателей? Автопром в России почти не имеет учебной базы, исследовательских центров. А, следовательно, в ближайшие 10 лет будет все так же грустно.

Петр Алексеевич, самодержец вся Руси, отправлял в Голландию и Германию учиться корабельному и инженерному делу сотни юношей, лично контролировал результат, порол нерадивых и взыскивал затраты. В то же время заманивал в Россию сотни западных инженеров, женил их на русских девушках, заставлял осесть, дарил дома, платил по-царски щедрое жалованье. И своего добился – флот и промышленность у страны появились. Одновременно родилась и окрепла мощнейшая учебная база, были воспитаны свои научные кадры. Все было направлено на то, чтобы Россия смогла на равных конкурировать с Европой – как по уровню образования, так и по объему и качеству русского промпроизводства.

Так может быть и нам, наконец, начать этот процесс? Отобрать тысяч десять выпускников школ, да не по результатам ЕГЭ, а с помощью федерального конкурса – победителей олимпиад, например. Дать им учебные гранты-стипендии с заключением предварительного контракта, в котором было бы четко прописано обязательство вернуться на родину, закрепить за каждым стипендиатом будущего работодателя. Да и отправить молодежь в лучшие технические вузы мира. Понятно, что вложить в каждого нужно будет немало – учеба зарубежом весьма недешева. Но оно того стоит! И вот тогда уже через 4-5 лет страна получит кадровую базу – как для инженерного состава, так и для научно-преподавательского. К моменту их возвращения построить бы научные центры, куда заманить высокими зарплатами и хорошим жильем молодых и обязательно неженатых импортных спецов и ученых. Набить эти центры красивыми девушками в качестве потенциальных жен – авось кто-то женится, да и осядет в России.

Будь это сделано хотя бы лет 10 назад – мы уже имели бы не «Ладу Калину», а что-то гораздо более достойное. А сейчас остается только мечтать, чтобы хотя бы через 10 лет встать перед выбором – купить Тойоту или Ладу, Форд или Москвич, Петербилт или Камаз?

Опубликованно 23.09.2010 автором shilov. Запись опубликована в рубрике Тренды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Мошенники
Путешествуем на автомобиле

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Поиск

    Последние сообщения

    • Ой, смотрите кого увольняют!
    • Без бумажки ты - какашка, а с ксивой - неприкасаемый
    • Ни разу не военная медаль
    • "А вас я попрошу остаться"

    Архивы

    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Декабрь 2011
    • Апрель 2011
    • Сентябрь 2010
    • Июнь 2010
    • Февраль 2003
    • Январь 2003

    Прочее

    • Войти
создано с помощью